Версия для слабовидящих

Особенности работы с детьми-аутистами

Особенности работы с детьми-аутистами

 

                                    1 Особенности работы с детьми-аутистами

Расстройство аутистического спектра (далее – РАС) — спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

РАС характеризуется постоянным дефицитом в способности инициировать и поддерживать взаимное социальное взаимодействие и социальную коммуникацию, а также рядом ограниченных, повторяющихся и негибких схем поведения и интересов. Расстройство имеет место в течение периода развития, как правило, в раннем детстве, но симптомы могут полностью не проявляться до тех пор, пока социальные требования не превысят ограниченные возможности. Дефициты достаточно серьёзны, чтобы

вызывать нарушения в личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной или других важных областях функционирования и, как правило, носят всеобъемлющий характер и наблюдаются во всех сферах функционирования индивида, хотя могут варьироваться в зависимости от социального, образовательного или другого контекста. Люди в спектре демонстрируют полный диапазон интеллектуального функционирования и языковых способностей.

 

 

На базе МБДОУ детский сад № 27 организована работа по сопровождению детей с РАС для оказания консультативной помощи семьям  по следующим направлениям:

  • предоставление дополнительного образования детям с РАС;
  • предоставление занятий по индивидуальным коррекционным программам (учитель-логопед).
  • консультирование семей с детьми с РАС;

 

 Региональный ресурсный центр по организации сопровождения детей с РАС

 

Задать вопрос по работе РРЦ можно на электронный адрес  http://ski42.ru/resursnyj-tsentr/informatsiya-dlya-roditelej

 

Ресурсный центр находится в сетевом взаимодействии с ФРЦ https://autism-frc.ru/.

 

Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.

Причина аутизма.
Данное расстройство является врожденным нарушением психики.

 

 

Типичные признаки аутизма

1. Нарушение социальных контактов и взаимодействия.

- не проявляют интереса к окружающим, избегают сверстников;

- не откликаются на свое имя;

- отсутствие зрительного контакта;

- физически старается не контактировать (не переносят объятия, не дает в руки, а бросает).

2. Особенности игры.

- игнорирует разные виды игровой деятельности;

- не играет игрушками, а манипулирует, сортирует;

- больше привлекают предметы домашнего обихода (ключи, кусочек материи).

3. Склонность к повторяющимся действиям.

- эхолалии (повторение одних и тех же звуков, слов, словосочетания без смысла);

- стереотипный счет;

- разминание, разрывание бумаги;

- пересыпание круп;

- включение, выключение света;

- раскачивание на стуле;

- раскачивание двери и т. п.

4. Нарушение вербального общения.

- отсутствие речи; не желание контактировать с миром, в том числе посредством разговора;

- редкое использование жестов;

- речь монотонная или с выкриком в конце фразы;

Отсутствие речи обычно связано с «тяжелыми» случаями аутизма. Речь может развиться позднее. У всех есть задержка речи, но у большинства речь может появиться к взрослому возрасту.

5. Расстройство интеллектуальной сферы.

- Умственная отсталость;

- Быстрая потеря интереса, расстройство внимания;

- Искаженное восприятие: видит и понимает все фрагментами;

- Гиперчуствительность к звукам, звуки воспринимаются искаженно, громкие и неприятные звуки сильно пугают их и вводят в панику;

- Не распознают эмоции и чувства другого человека;

- При некоторых видах аутизма интеллект сохранен, мышление нестандартное.

6. Нарушено чувство самосохранения.

- аутоагрессия (удары по самому себе, укусы самого себя);

- могут выскочить на проезжую часть, спрыгнуть с высоты;

- агрессия, направленная на других (защитная реакция, если пытаются нарушить привычный уклад жизни).

7. Особенности походки и движений.

- могут ходить на цыпочках, делая взмахи руками;

- неловкость, угловатость движений;

- во время бега размахивают руками, широко расставляют ноги.
- могут ходить приставным шагом, раскачиваться во время ходьбы;

- могут ходить строго определенным особым маршрутом.

«Особенности обучения детей с аутизмом»

Для того чтобы понять, с чего начать коррекционную работу, необходимо определить ведущее направление: развитие речи; навыков социального взаимодействия; воображения.

Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Например, во время занятия физкультурой им непонятно, зачем и как долго надо бегать по кругу. Но их деятельность будет более осмысленной, если в зале на полу разложить несколько игрушек и дать ребенку конкретное задание: каждый раз, пробегая мимо игрушек, брать одну из них и бросать в корзину. Когда все предметы будут собраны, перейти с бега на шаг, и, пройдя еще один круг, сесть на скамейку. Таким образом, ребенок будет видеть план своих действий и станет более спокойным. Подобной осмысленности необходимо добиваться при выполнении любого задания.

Визуальное расписание.

Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие. С этой целью в помещении, где находится аутичный ребенок, можно разместить так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще “путешествовать” с ребенком по ним, узнавая и называя предметы. Даже если ребенок с РАС использует расписание и знает о смене видов деятельности в течение дня, для него может быть очень сложно прекратить занятие и перейти к следующему заданию.

Справится с ситуацией и предотвратить истерику у ребенка при смене деятельности поможет визуальный таймер. Визуальное изображение (сужающийся сектор) будет наглядно напоминать, сколько времени осталось для текущей деятельности.

 Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому полезно разместить в группе и кабинете зеркало на уровне глаз ребенка. Время от времени педагог может привлекать внимание ребенка к его отражению.

Лучше осознать свое тело аутичному ребенку поможет упражнение: положив ребенка на большой лист бумаги, педагог или дети из группы обводят контур его тела, а затем вместе, называя вслух части тела и предметы одежды, закрашивают этот контур.

 Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия можно использовать такие игры как «Волшебный мешочек», «Угадай предмет». Полезно складывать головоломки на ощупь, с закрытыми глазами (вместо головоломок можно использовать «Рамки Монтессори»).

Детям с РАС рекомендуется предлагать игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходима диалоговая речь. Для закрепления навыков каждую игру следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода ритуалом, которые так любят дети данной категории. Во время игры взрослый должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ним. При этом педагога не должно обескураживать то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам. Многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов принесет свои плоды, — ребенок сможет включиться в общую деятельность.

 Выбор места, где педагог занимается с ребенком или где ребенок занимается самостоятельно: стол, стул, которые соответствуют росту ребенка (ноги должны касаться пола всей ступней, крышка стола, при прямой посадке ребенка, находиться на уровни его груди). Мебель необходимо поставить так, чтобы занимаясь, ребенок не отвлекался: не мог смотреть в окно, в коридор, имел трудности выхода из-за стола. Материалы, необходимые для занятий, нужно разместить на стеллаже, слева от стола. Каждое задание размещается в соответствующей коробке, например, при обучении аппликации в коробке находятся цветная бумага, бумага, клей, ножницы и т.п. Справа от стола размещается коробка для отработанного материала. Перед ребенком стоят задачи лишь учебные, а не организационные. Такой подход снижает тревожность аутичного ребенка, решает некоторые поведенческие проблемы. Для того чтобы ребёнку было легче привыкнуть к своему столу, осмыслить, что от него требуется и он смог включаться в работу на занятиях, нужно сделать разметку на столике: отметить контур листа, карандаша, красок, непроливайки, пластилина и других вещей в зависимости от вида деятельности.

Аутисты обладают обостренными чувствами. Разговоры людей на заднем фоне могут показаться совсем негромкими другому человеку, но человек с аутизмом будет воспринимать их как оглушительные, прерывающие его мысли и мешающие сосредоточиться на занятии. Также ему может помешать слишком яркий свет.

Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле «работает» руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш. Нельзя забывать, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка. Можно использовать с этой целью и пальчиковые игры.

 Истинные причины расстройства до сих пор не ясны, реабилитационный процесс требует значительных усилий, а главное - численность детей с аутизмом растёт. Работа с аутичными детьми требует большого терпения и носит долгосрочный характер.

Правильно проводимая коррекционная и развивающая работа педагогов и родителей – это единственная возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире.

 

 

 

Администраторы сайта

Горячие ссылки

ДМ_вертикаль

 http://живунадону.рф  https://rostovmarket.rts-tender.ru/?fl=True

 

ЖНД_вертикаль



Федеральные образовательные порталы

Федеральный портал «Российское образование»

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Портал государственных и муниципальных услуг

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

Статистика российского образования

Федеральный центр образовательного законодательства

Национальное аккредитационное агентство в сфере образования

Российский общеобразовательный портал (Дошкольное образование)

Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

Государственый научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций

Дошкольное воспитание

Журнал «Вестник образования России» .vestnikedu.ru — в сборнике публикуются документы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, федеральных органов управления образованием: Минобрнауки России и Рособрнадзора.

Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» — ориентирован на профессиональные информационные потребности работников дошкольного образования. Популярный характер изложения материала позволяет рекомендовать журнал родителям. В работе редколлегии принимают участие сотрудники ведущих педагогических учреждений Санкт-Петербурга, а также Комитета по образованию города.

Журнал «Современный детский сад» 0-2— упорядочивает и тематически систематизирует информационную среду, обеспечивающую качественное развитие дошкольного образования. Общие сведения об издании, состав редакционной группы, сведения о подписке, архив с содержаниями номеров, контактные данные.

Издательский дом «Воспитание дошкольника» (Москва) — выпускает журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Музыкальный руководитель» и «Здоровье дошкольника». На сайте приведены общие сведения об издательстве, каталог журналов с описаниями и архивами номеров с аннотациями статей, сведения о подписке, информация для потенциальных авторов, список выпущенных книг, новости, контактные данные.

«Дошкольное образование» сайт издательства «Просвещение» — создан в рамках деятельности Центра развития дошкольного образования издательства «Просвещение». На сайте можно узнать, какие выпускаются серии и комплекты, познакомиться с их авторами, посмотреть каталог пособий и новинки, задать вопрос специалистам, прочитать новости о мероприятиях центра.

Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» — авторитетное издание для старшего воспитателя ДОУ. Практический подход к подаче материала: статьи с анализом реальных ситуаций из практики воспитательной и образовательной работы ДОУ, требования и рекомендации по комплектации методического кабинета, организации контроля, особенности работы с молодыми кадрами, взаимодействие с партнерами образовательной деятельности.

Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» — авторитетное и наиболее полное издание по вопросам административно-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Все материалы подбираются с учетом годовой циклограммы деятельности образовательного учреждения. Журнал предлагает готовые решения актуальных административно-хозяйственных задач по управлению ДОУ, финансированию, особенностям бюджетного учета, делопроизводству, кадровой работе, организации питания, охране труда.

Журнал «Обруч» — иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. В нем публикуются разнообразные теоретические, методические, практические материалы, опыт работы дошкольных учреждений. Большое внимание уделяется вопросам психологии, методики воспитания и обучения, созданию развивающей среды.

Газета «Дошкольное образование» — электронная версия газеты «Дошкольное образование», выпускаемой издательским домом «Первое сентября». Педагогическое издание включает разделы: Детский мир, Родительская консультация, Лаборатория, Мастерская, Игротека, Бабушкин сундук, Личный опыт, Школа природы, Психологическая школа, Документы, Школьный портфель, Школа управления. Для всех номеров публикуется содержание. Полнотекстовая версия номера размещается на сайте через год после публикации печатного издания.

Фестиваль педагогических идей

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образовательный портал. Архив учебных программ и презентаций.

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Интернет-портал «Детская психология» — www.childpsy.ru предназначен для специалистов в области детской психологии и представляет собой информационную и интерактивную среду для ученых, профессиональных психологов и студентов.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
Педагогическая библиотека представляет собой постоянно пополняющееся собрание литературы по педагогике, ее прикладным отраслям, а также наукам медицинского и гуманитарного циклов, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей.

ДЕТСКИЙ САД.РУ
Обратите внимание на разделы: Книги по педагогике, Книги по медицине, Болезни детей и взрослых, Педиатрия и гигиена, Общее воспитание, Физическое воспитание, Эстетическое воспитание, Трудовое воспитание, Развитие речи, Сенсорное воспитание, Обучение в детском саду, Детское творчество, Развитие в игре, Ознакомление с природой, О детской психологии, Вопросы и проблемы, Старинные игры и забавы, Разная литература

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сайт ориентирован на воспитателей и методических работников детского сада. Конспекты занятий, комплексы оздоровительны мероприятий, сценарии, игры и занятия. Разделы сайта: Методическая работа. Работа с родителями. Конспекты занятий. Оздоровительная работа. Правовое воспитание. Игровая деятельность. Проведение праздников.

ВСЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА
Сайт ведет методист одного из детских садов г. Волгограда. Сайт ориентирован на методистов и воспитателей. Разделы сайта: Методические разработки, консультации для воспитателей, занятия с детьми, документация в детском саду, основы безопасности и др.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
Предметные области. Библиотека готовых материалов. Педагогическая библиотека. Тематические коллекции материалов к праздникам.

Международный образовательнай интернет- проект Маам

Администрация сайта Мааам рада объявить о начале приема работ на конкурс «Лучший конспект занятий». Этот конкурс ориентирован больше для воспитателей детских садов, но принимать участие в нем могут педагоги и из других организаций для детей

Сайт Воспитатель

Кладовая развлечений

Воспитание в детском саду и семье.

Ресурсы для логопеда

БОЛТУНИШКА
Логопедический сайт «Болтунишка»: нормы развития речи, дефекты речи, упражнения для развития речи.

Ресурсы для музыкальных руководителей

ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ
Форум для обмена опытом музыкальных руководителей, воспитателей. Требуется регистрация (с последующей активацией через почту).

Детские песни.

http://music.edu.ru Музыкальная коллекция

Русская культура

РУССКИЙ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Народные приметы, советы и праздники на каждый день, сказки, загадки, пословицы и поговорки — это то, что вы найдёте на страницах ресурса. Информация о каждом дне представлена в лёгком для чтения виде.

Интернет - ресурсы в помощь родителям

7я.ру
Подборка материалов о семье и детях. Тематические конференции.

Детки-Конфетки- сайт о детяхХочу такой сайт

Детский развлекательно-развивающий сайт "Кошки-Мышки".

Волшебный сад детства.

Деточка
Подборка материалов для родителей и их детей. Форум. Консультации специалистов.

Родительский клуб ДОМ

Занятия с детьми, дошкольное воспитание. Психологическое сопровождение развития ребенка, общие и индивидуальные консультации.

Созидание талантов
Методики раннего развития детей, вальфдорская педагогика. Статьи для родителей

Умная игрушка -подборка бесплатных игр на развитие ребенка
В игровой собраны игры на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, не требующие специальных игрушек или пособий.

Родительский тест
Тест для родителей, желающих развить у ребенка высокие интеллектуальные способности.

Логопед - советы родителям
Нужна ли ребенку помощь логопеда, советы родителям по решению логопедических проблем, развитие речи.

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!
Советы для родителей, которые хотят вырастить здоровых деток. Закаливание, купание, воздушные ванны. Родительский опыт.

Солнышко
Портал для детей и любящих их взрослых. Конкурсы, сценарии, flash игры, мульты, раскраски, загадки, сказки.

В помощь родителям - BabyHelp
Материалы для родителей

Детский образовательный портал kidportal.ru

Детский образовательный и развлекательный портал

Малыши. Воспитание и развитие дошкольников

Всё для детей!

Мастерская игрушки

Портал Детский сад.ру

Теремок: игры для малышей, мультики, загадки

Пуз-карапуз. Всё для детей и родителей.

ДЕТсад. Сайт для детей и взрослых

BABY-BEST. скачать для детей

Планета сказок

"УХТЫШКА"- рисуем, лепим, творим вместе с детьми!

Ссылки на сайты по организации с детьми театрализованной деятельности

1. Сценарии сказок - http://www.vampodarok.com/scenarii/skazki/

2. Театрализованная деятельность в детском саду. Сценарий постановки «Теремок на новый лад» -http://www.maam.ru/detskijsad/teatralizovanaja-dejatelnost-v-ds-skazka-teremok-na-novyi-lad.html

3. Театрализованная деятельность в детском саду. Сценарий экологической сказки-драматизации с авторскими элементами "Теремок"- http://festival.1september.ru/articles/500228/

4. Сценарии спектаклей. Театрализованные представления, инсценировки -http://www.maam.ru/obrazovanie/scenarii-spektaklej-luchshee

5. Сценарии по мотивам сказок -http://pochemu4ka.ru/load/scenarii/scenarii_po_skazkam/80

6. Сказки, пьесы, сценарии для детского театра -http://www.miroslava-folk.ru/children-theater

7. Копилка сценариев для постановки детских спектаклей, составленных на основе известных сказок -http://festival.1september.ru/articles/592453/

8. Сценарии детских праздников, конкурсов для детей - http://doshvozrast.ru/prazdniki/prazdniki.htm

9. Сценарии детских кукольных спектаклей -http://www.happy-kids.ru/cat.php?cat_id=77

10. Добрый сказочник. Сценарии спектаклей -http://skazochnikonline.ru/index/scenarii_kukolnykh_spektaklej/0-2888

11. Пьесы, сценки, спектакли -http://www.liveinternet.ru/users/mushkac78/post188856093

12. Сценарии детских сказок -http://www.vseodetyah.com/all_article.html?id=568&menu=parent

13. Сценарии сказок на новый лад -http://porgi.ru/scenarii-skazok/

14. Сценарии русских народных сказок - http://teatrnc.jimdo.com/для-театра/

15. Вязанный пальчиковый театр своими руками-http://www.maam.ru/detskijsad/vjazanyi-palchikovyi-teatr-svoimi-rukami.html

16. Театр своими руками: кукольный, настольный, пальчиковый. -http://www.maam.ru/obrazovanie/teatr-v-detskom-sadu

17. Мастер-класс. Театральные куклы из ложек. Мои королевы! -http://www.maam.ru/obrazovanie/teatr-v-detskom-sadu

18. Театрализованная деятельность - как средство развития способностей детей -http://kladraz.ru/blogs/svetlana-rubenovna-gasparjan/teatralizovanaja-dejatelnost-kak-sredstvo-rozvitija-sposobnostei-detei.html

19.Семинар для воспитателей "Организация и руководство театрализованной игровой деятельностью дошкольников"-http://detcad15olga.jimdo.com/театрализованная-деятельность-в-доу/

20. Проект по театрализованной деятельности «Театр – дети – театр» -http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/8161-teatr-deti-teatr.html

21. Театрализация сказки "Рукавичка" -http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-vasilevna-savrova/-kak-ozhivaet-skazka-teatralizacija-dlja-doshkolnikov.html

22. Театрализованная деятельность в ДОУ -http://festival.1september.ru/articles/563288/

23. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ-http://www.syl.ru/article/202000/new_teatralizovannaya-deyatelnost-v-detskom-sadu-i-ee-organizatsiya

24. Театр для детей, родителей, педагогов -http://razukowa-musruk.jimdo.com/театрализованная-деятельность-в-детском-саду/

25. Конспекты для театральной деятельности для дошкольников -http://doshkolnik.ru/teatr.html

26. Театрализованная деятельность в детском саду. Консультации для воспитателей. -http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3448.html

27. Проект театрализованной игровой деятельности в младшей группе "Поляна сказок"-http://www.openclass.ru/node/438748

28. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду игры, упражнения, сценарии» -http://shkolnie.ru/kultura/50019/index.html

29. Сценарии спектаклей. Театрализованные представления, инсценировки -http://www.maam.ru/obrazovanie/scenarii-spektaklej

30. Сценарии сказок для детского сада -http://sc-pr.ru/detsad/408-detsad_11.html