Версия для слабовидящих

СОПРОВОЖДЕНИЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ в МБДОУ детский сад № 27

СОПРОВОЖДЕНИЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ в МБДОУ детский сад № 27
СОПРОВОЖДЕНИЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В ДОУ функционируют 5 групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР).

Дети с ТНР речи относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье мы понимаем, как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

 

Зачисление и комплектация групп компенсинаторной направленности (логопедических групп) происходит на основании решения городской ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

Обучение и воспитание детей в данных группах базируется на основе обязательного минимального содержания для дошкольного образовательного учреждения с учетом дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией.

Соотносясь с образовательными требованиями в области дошкольного обучения и воспитания, реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями  состояния  речевой системы и психофизических процессов у детей с ОНР, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и подготовки к обучению в общеобразовательной школе.

Исходя из концепции специального образования, коррекционно-педагогическая работа занимает центральное положение в системе, так как именно она определяет всю направленность воспитательно-образовательного процесса в логопедических группах.

Помимо установления доминирования в логопедической работе потребностей, интересов и возможностей ребенка и определения роли логопеда, как организатора и координатора коррекционно-педагогических влияний, программой учтен потенциал других участников коррекционно-образовательного процесса – педагогического коллек­тива ДОУ, родителей и самого ребенка, которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы (рис. 1).

Risunok_OVZ.png

Линии 1 (логопед – ребенок с НР), 2 (воспитатели логопедической группы – ребенок с НР) и 3 (родители – ребенок с НР) предусматривают оказание собственно коррекционно-речевой помощи ребенку с ТНР. В рамках линий 4 - 9 осуществляется консультативно-методическое взаимодействие и содержательные контакты участников коррекционно-педагогического процесса.

[1] Взаимодействие в данном контексте рассматривается как процесс влияния людей на характер деятельности, поведения, отношения друг с другом в процессе достижения общей цели.

[2]Педагогический коллектив ДОУ представлен в коррекционно-образовательном процессе младшими  воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, старшим воспитателем, заведующим и другими специалистами.

Выделение основных линий взаимодействия способствует более четкому определению общих и частных задач участников коррекционно-образовательного процесса. Общие задачи ориентируют в первую очередь на оказание своевременной и наиболее адекватной потребностям и возможностям ребенка с ТНР диагностической, профилактической и коррекционно-педагогической помощи. Частные задачи достаточно специфичны для каждого из участников.

Логопедическая работа подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и может быть представлена в виде алгоритма (табл. 1)

Таблица 1

Алгоритм логопедической работы в группах для детей с нарушениями речи

Этапы

Основное содержание

Результат

1. Организационный

Стартовая логопедическая и психолого-педагогическая диагно­стика детей с нарушениями речи.

Формирование информационной готовности педагогов и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

Конструирование индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с ТНР в ДОУ и семье.

Конструирование рабочей программы работы с детьми с ТНР.

Конструирование программы взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с ТНР.

2. Основной

Решение задач, заложенных в индивидуальных и рабочей коррекцион­ных программах.

Логопедический и психолого-педагогический мониторинг.

Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогиче­ского влияния участников коррекционно-образователь­ного процесса.

Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.

3. Заключительный

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-рече­вой работы.

Определение дальнейших коррекционно-образователь­ных (образова­тельных) перспектив для выпускников  логопедических групп.

Решения о прекращении лого­педической работы с ребен­ком, изменения ее характера и направленности, корректи­ровка индивидуальных и рабо­чей программ и продолже­ние логопедической работы.

 

В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нару­шениями речи» в каждой группе работает логопед и два воспитателя.

 

 

Задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса

В число основных  документов, регламентирующих современные задачи, содержа­ние и формы организации коррекционно-педагогического процесса в группах для детей с ТНР, входят: Закон Российской Федерации «Об образовании», ФЗ «О специальном обра­зовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», Типовое положение о дошколь­ном образовательном учреждении, Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в разви­тии, Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и млад­шего школьного возраста и др.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Адаптированной программой ДОУ, Программой логопедической работы по преодолению общего не­доразвития речи у детей. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина (Сборник программ ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушения речи» 3-е издание, Москва «Просвещение», 2010.) с вариативным парциальным использо­ванием  «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе дет­ского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» (автор Нищева  Н.В. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 352 с.),  с учетом приоритетных направле­ний на 2018/19 учебный год и многолетнего опыта работы учителей-логопедов ДОУ.

Программа обучения детей с ТНР представляет собой коррекционно-развивающую  работу, обеспе­чивающую  полноценное овладение фонетической стороной речи, развитие фоне­матиче­ского восприятия, формирование и совершенствование лексико-грамматических средств языка, развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи, что, в целом,  по­зволяет преодолеть общее недоразвитие речи у дошкольников в условиях группы компен­сирую­щего вида для детей с ТНР, являющейся структур­ной единицей дошкольного образовательного учреждения. Соотносясь с образо­ватель­ными требованиями в области дошкольного обучения и воспитания, реализация про­граммы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями  со­стояния  речевой системы и психофизических процессов у детей с ОНР, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуника­тивной функции языка и подготовки к обучению в общеобразовательной школе.

Программа обеспечивает  равноправное включение личности, развивающейся в ус­ло­виях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Программа предназначена для дошкольников средней, старшей и подготовительной группы с ТНР. Она создана для дошкольников, имеющих ОНР (I, II, III уровень речевого разви­тия).

В программе учтены лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здо­ровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации раз­нообраз­ных видов детской творческой деятельности с учетом знаний в областях специ­альной пе­дагогики, дефектологии, психологии и исследований физиологических особен­ностей де­тей с ТНР.

Программа рассчитана на три года работы с детьми  4-7 лет, два года работы с детьми общего нарушения речи 5-7 лет. 

Рабочая Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, инте­грацию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Цели, задачи и содержание программы определились с учетом  характера и струк­туры речевого нарушения, состоянием других высших психических функций, наличием определенных качеств личности, возрастными, сохранными и компенсаторными возмож­ностями детей посещающих логопедические группы ДОУ. Установление причин речевых нарушений, квалификациях их характера и степени выраженности позволили определить цель, а также задачи, содержание и формы логопедического воздействия. Соотнесение цели собственно логопедической работы с детьми и целей дошкольного образовательного процесса позволили установить их органическую связь и определенную иерархию, в кото­рой диагностика, коррекция и профилактика отклонений в речевом развитии выступают средством, способствующим полноценному формированию личности ребенка.

Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка с ТНР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников, полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности и пат­риотизма, подготовки к обучению в школе и к жизни в современном обществе, обеспече­ния безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подго­товка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же ви­дами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада. В про­цессе овладения этими видами деятельности педагоги  учитывают индивидуально-типологические особенности детей с ТНР, способствуют развитию восприятия, мнестиче­ских процессов, мотивации, доступных форм мышления.В работе по развитию познавательных интересов детей учитывается своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складыва­ется у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

Организация взаимодействия в работе логопеда и других педагогов-специалистов определяется тематическим планом, где указаны игры и упражнения, которые использу­ются на их занятиях в рамках изучаемой лексической темы и в организации, построении речевой среды взаимодействия.

Результаты освоения Программы

Компонент 

Ожидаемые результаты

Артикуляционная моторика

 

Точно и в полном объеме выполняет арти­куляционные упражнения (объем движе­ний, переключаемость и удерживание в за­данной позе)

Звукопроизношение и дифференциация звуков

 

1. Правильно, отчетливо произносит все звуки.

2. Различает на слух и в произношении: твердые и мягкие, глухие и звонкие соглас­ные, свистящие, шипящие, сонорные звуки.

Просодическая сторона речи

 

1. Имеет правильный длительный речевой выдох.

2. Отчетливо произносит слова и фразы с разной высотой, громкостью и интонацией.

Слоговая структура 

 

Произносит слова с 2, 3, 4 слогами со сте­чением согласных изолированно и во фразе.

Фонематический слух

 

1. Делит слова на слоги.

2. Выделяет слова с заданным звуком из фразы, стихотворения.

3. Различает гласные и согласные, твердые – мягкие звуки.

Звуковой анализ и синтез

 

1. Называет первый, последний звук, опре­деляет место звука в слове (начало, сере­дина, конец), определяет количество и по­следовательность звуков в слоге, в 3-4 зву­ковом слове, составляет графическую мо­дель.

Словарь 

 

Называет 5-6 предметов (по логическим группам). Выделяет и называть части пред­метов. Подбирает по 4-5 слов признаков и действий к предмету; предметы к признаку или действию. Употребляет обобщающие слова. Подбирает антонимы и синонимы к некоторым прилагательным и наречиям.

Грамматический

строй

 

Словообразование:

Образовывает существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, глаголы с помощью приставок. Образовы­вает некоторые относительные прилага­тельные.

Словоизменение:

Употребляет существительные в И.П. и Р.П. ед. и мн. числа и в других косвенных паде­жах. Употребляет глаголы в настоящем, прошедшем времени ед. и мн. числа.

Согласование:

Правильно согласовывает слова во фразе. Согласовывает прилагательные, местоиме­ния с существительными в роде, числе. Употребляет предложно-падежные конст­рукции.

Фразовая речь:

Употребляет простое предложение, слож­носочиненные (союзы и, а) и сложноподчи­ненные (союз потому что). Распространяет предложения второстепенными, однород­ными членами

Связная речь 

Вступает в диалог и умеет поддерживать его, объясняет правила игры; выражает свое мнение, отношение к чему-либо. Связно, последовательно, выразительно пересказы­вает небольшие рассказы и сказки. Расска­зывает по образцу, алгоритму: о предмете, по сюжетной картине, о событиях из лич­ного опыта.

 

 Условия обучения и воспитания детей с ОВЗ

Режим работы

Режим дня составлен на 12 часов пребывания ребенка в детском саду при пятидневной рабочей недели с 07.00 до 19.00. При осуществлении режимных моментов  учитываются  особенности ребенка и индивидуальный подход. По просьбам родителей существует гибкий график приема детей в утренние часы.

Работа по созданию комфортных условий пребывания в ДОУ и образовательной среды в группах

       Среда, в которой живет ребенок, включает помещения: группа, раздевальная и умывальная комнаты, предметы быта, игрушки, оказывает большое влияние на его развитие и формирование. Среда соответствует возрастным особенностям и возможностям детей, включает традиционные и инновационные компоненты:

  • эстетически оформленные;
  • содержательные;
  • информативные;
  • разнообразные;
  • динамичные;
  • способствуют формированию у детей эстетического отношения к окружающему, развитию интеллектуальных и художественно-творческих способностей.

Все базовые компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Эти компоненты обеспечивают возможность организации разнообразных видов детской деятельности по интересам.

Группы оборудованы мультимедийным комплексом, включающим проектную доску, ноутбук,  проектор, CD-проигрователь. Педагоги групп имеютсвободный доступ к интернетресурсам.

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка

Цель: создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения:

  1. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка.
  2. Помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и воспитания.
  3. Психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ.

Задачи:

  1. Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.
  2. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
  3. Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.
  4. Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
  5. Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей представляет следующую деятельность:

  1. Организация работы

В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия. При поступлении ребенка в МДОУ проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации.

  1. Систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдения.
  2. Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности.
  3. Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ. При планировании индивидуальной работы определяется конкретная цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбираются адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребенка).

Ожидаемые результаты психолого-педагогического сопровождения:

  • развитие произвольности всех психических процессов в соответствии с возрастом
  • развитие коммуникативных навыков, а также навыков межличностного общения
  • формирование самосознания и адекватной самооценки
  • благополучная адаптация к условиям ДОУ
  • расширение кругозора у детей
  • формирование позитивной мотивации к школьному обучению

Модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления МДОУ.

Администраторы сайта

Горячие ссылки

Полезные ссылки 

http://fcior.edu.ru  - ФЦИОР (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)

 

http://eor-np.ru  - электронные образовательные ресурсы  (в том числе - для дошкольников)

 

http://school-collection.edu.ru – каталог ЦОР – культурно-историческое наследие

 

http://www.it-n.ru/ - сеть творческих учителей \ИКТ в начальной школе

 

http://pedsovet.su – сообщество взаимопомощи учителей

 

http://dob.1september.ru– журнал «Дошкольное образование»

 

http://www.obruch.ru/ - журнал «Обруч» (иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей)

 

http://www.ilogoped.ru – Я логопед – сайт для родителей и профессионалов

 

http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm - всё для детского сада – сайт для работников дошкольного образования

 

http://www.maaam.ru– международный русскоязычный социальный образовательный интернет-проект (все для детского сада: конспекты, методические разработки, …)

 

http://dohcolonoc.ru/ - сайт для воспитателей детских садов

 

http://www.danilova.ru/storage/present.htm - презентации для дошкольников

 

http://viki.rdf.ru  - детские электронные презентации и клипы

Дошкольник RU http://doshkolnik.ru/scenary.php

Детский сад. Ру.

http://www.detskiysad.ru

Статьи, конспекты, консультации и для воспитателей и для родителей, масса полезной информации для самообразования педагогов.

Сайт "Воспитатель"

http://vospitatel.com.ua/

конспекты занятий в детском саду по различным категориям.

Детский сад. Ру.

ВОСПИТАТЕЛЬ | в помощь воспитателю детского сада.

http://detsadd.narod.ru/

Сайт ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. Также сайт может быть полезен и студентам факультетов дошкольного образования. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, конспектов занятий в детском саду, полезных советов и рекомендаций. Ответы на самые разные вопросы, возникающие перед воспитателем и родителями малышей, по самым различным темам - от воспитания детей до оформления пособий для проведения занятий.

Журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»

http://sdo-journal.ru/

- наиболее интересные и перспективные достижения науки в области дошкольного воспитания, в доступной форме раскрыты возможности их применения как для специалистов, так и для родителей. Особый акцент придан практической работе с детьми. Рассказывается о наиболее оригинальных занятиях и играх, книгах и игрушках, которые помогут сделать жизнь ребенка и взрослого более насыщенной и увлекательной. Проводится ежегодный конкурс для педагогов. 

Журнал "Справочник старшего воспитателя"

http://vospitatel.resobr.ru/

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Первый журнал по организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

http://www.menobr.ru/products/7/

- авторитетное и наиболее полное издание по вопросам административно-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Все материалы подбираются с учетом годовой циклограммы деятельности образовательного учреждения. Журнал предлагает готовые решения актуальных административно-хозяйственных задач по управлению ДОУ, финансированию, особенностям бюджетного учета, делопроизводству, кадровой работе, организации питания, охране труда. 

Газета «Дошкольное образование»

http://best-ru.net/cache/9988/

-электронная версия газеты "Дошкольное образование", выпускаемой издательским домом "Первое сентября". Педагогическое издание включает разделы: Детский мир, Родительская консультация, Лаборатория, Мастерская, Игротека, Бабушкин сундук, Личный опыт, Школа природы, Психологическая школа, Документы, Школьный портфель, Школа управления. Для всех номеров публикуется содержание. Полнотекстовая версия номера размещается на сайте через год после публикации печатного издания.

Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок"

http://festival.1september.ru/

Конспекты занятий, сценарии, статьи, различные приложения

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

http://www.doshvozrast.ru/

 Здесь и методическая работа, оздоровительная работа, игровая деятельность, работа с родителями, проведение праздников, конспекты занятий

 

Всё для детского сада

http://www.moi-detsad.ru

Сайт работников дошкольного образования. Методические разработки, консультации и для воспитателей, и для родителей, дидактические игры, основы безопасности и т. д